История Ирбитского мотоциклетного завода началась в 1942 году. Тогда совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода, на котором тогда было освоено производство мотоцикла М-72, и связанных с мото производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал, в город Ирбит. Также в то время в Ирбит была эвакуирована часть специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Новый мото завод разместили на площадях бывшего пивоваренного завода. Также Ирбитскому мотозаводу достались недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и пивоваренные цехи. Из техники были два трактора на гусеничном ходу и шесть машин.
Сборка мотоциклов, из привезённых деталей, началась одновременно с монтажом привезённого оборудования. Несмотря на такие условия, уже в феврале 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72. Также как и на других заводах выпус4кавших этот мотоцикл, на ИМЗ также вели работы по модернизации мотоцикла.
Кроме этого велись и новые разработки, создавались и испытывались мотоциклы с приводом на колесо коляски и колясками различных конструкции. Заводскими конструкторами были разработаны несколько образцов верхнеклапанных двигателей. Также быт разработан лёгкий полугусеничный тягач с опытным верхнеклапанным оппозитным двигателем и мотоциклетной передней вилкой.
Всего за годы войны ИМЗ выпустил около 9800 мотоциклов.
В данном разделе вы найдёте информацию о: Ирбитский мотоциклетный завод история мотоциклов, история марки, модели, характеристи, мотоциклы, Урал, двигатель