Понедельник, 29.04.2024, 17:14
Приветствую Вас Гость
*NEWS MOTO LIFE*
Главная | МотоФорум | RSS | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ·
  • Страница 1 из 1
  • 1
Мото Форум » Общение » Основы езды и вождения » Гид мотоцыклиста в увлекательный мир дорожных покрытий
Гид мотоцыклиста в увлекательный мир дорожных покрытий
yanamotoДата: Пятница, 24.09.2010, 08:28 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1549
Статус: Offline
Итак, уважаемый мотоциклист(стка), несмотря на увещевания всех членов семьи, начиная котом Проглотом и заканчивая вызванным посредством спиритизма духом троюродного деверя пра-прадедушки, ты приобрел или приобрела мотоцикл. И даже проехал(а) на нем несколько метров, почти не отталкиваясь ногами от планеты. Мозг твой тревожат мечты о подвиге и будущих мотоциклических свершениях, после которых Кейт Код, наконец, раскается и сожжет свою книгу, а поклонная гора в москве будет усеяна офигевшими от твоего величия байкерами.

Однако, на пути к столь светлому завтра любого мотоциклиста поджидает весьма нетривиальная задача - мотоцикл необходимо постоянно держать резиновой стороной вниз, иначе путешествие в увлекательный мир дорожных покрытий может значительно ускориться и из разряда туризма перейти в разряд эмиграции. Рассказать о способах избежания этого, а также многих других коварствах дорожного полотна и призван этот фиговый текст.

Для начала необходимо сделать следующие оговорки - этот манускрипт не является истиной ни в какой инстанции вообще. Кроме того, предназначен он для осмысления (и получения собственных выводов) в основном начинающими мотоциклистами. Если вы проехали на мотоцикле больше расстояния, чем можно выложить сочинениями Ленина, если вонью ваших многочисленных трековых комбинезонов можно убить небольшого носорога или если ваши близкие подозревают вас в приклеивании себя к мотоциклу и идут в гараж с ломом для отдирания от седла и недобрыми лицами - не метайте в меня вот ту старую лысую покрышку, лучше предложите исправления и дополнения.

UPDATE: Автор намеренно не раскрывает никаких приемов вождения, кроме специфичных для обсуждаемых типов дорог, ждите следующих серий. Все дополнения будут учтены в следующих текстах, герои не будут забыты. Распространение данного текста в среде мотоциклистов и на разнообразных конференциях, посвященных бинарноколесным аппаратам только приветствуется.

ВВЕДЕНИЕ.
Итак, как известно, суть мотоциклизма в конечном счете сводиться к трем вещам: езде по просторам своей или чужой родины, произведению впечатления на теток (дядек) и усилению чувства собственной значимости. Нас интересует первый пункт. Ха-ха, кого я обманываю, конечно же второй... Ладно, не об этом. Для езды мотоциклу совершенно необходима некоторое направление, покрытое более-менее твердой поверхностью. В России этот артефакт обычно называют дорогой. Сразу хочу сказать, что текст этот бает исключительно о дорожных мотоциклах. О разнообразных эндурацких приемах, снегоходах и шагающих экскаваторах я представления не имею абсолютно. Для скутеров этот текст вполне применим, однако необходимо осознавать, что у скутеров значительно меньше диаметр колес. Который непостредственно влияет на сотрясаемость аппарата различными дорожными артефактами и общую стабильность. Короче говоря, маленькие для мотоцикла ямки на скутере запросто могут стать огромными кратерами, при пересечении которых верхняя челюсть от тряски будет переодически впиваться прямо в жопу. Ну или как-то так.

В деле общения с дорогой огромную роль для нашего дорожного мотоцикла играет выбор резины (шин) и предсказуемость поведения мотоцикла на этих шинах (тоже функция от качества). Разница между полярно противоположными образцами шинолитейной индустрии просто колоссальна, будучи переставленным с дубовой туринговой резины на мягкую спортивную (и наоборот), у ездока запросто может появится иллюзия совершенно другого мотоцикла.
Вторая особенность мотоциклических шин - надуваемость. Я, к примеру, вполне чувствую разницу в 2-3 psi по сравнению с оптимальным давлением в заднем баллоне. На перекачанных колесах мотоцикл начинает скакать козлом (и сильно вибрировать на шероховатостях), на недокаченных появляется ощутимая ватность в разгоне и маневрировании. Кроме того, неоптимальное давление отрицательно влияет на продолжительность жизни шин и характер износа (особенно тут недокач отличается). Также необходимо знать, что некоторые колеса имеют встроенное свойство постепенно сдуваться, поэтому давление в этих сокровищницах атмосферы необходимо проверять хотя бы раз в неделю. Значения надутости легко находятся после обзора глазом задней части мотоцикла и инструкции по эксплуатации. Помните, в случае неправильного давления реакция мотоцикла становится гораздо менее предсказуемой, плюс появляется шанс банально завалиться (недодув) или громко бахнуть, и потом тоже завалиться (передув).
Заключительная особенность резины - наличие на ней рисунка протектора. В общем случае - он там должен быть, так как ездить на гоночных сликах по дорогам общего пользования пока не приходило в голову даже самым отмороженным мотоциклистам. Если покрышка стала сликом в результате долгой и трудной судьбы, облысев навроде черепа папы карло, замене она подлежит тем более, ибо появляется шанс узнать, что же там все-таки внутри.

Вообщем, любите хорошую резину, и она позаботиться о вас. Экономить на покрышках - что-то навроде экономии на презервативах перед случкой с покрытым подозрительными коростами экспонатом кафедры венерологии. Ну или еще с чем-нибудь в этом духе, сам-то я не знаю, дяденька...

НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ

Теперь подробнее о том, по чему нам все-таки придется ездить. По мере скудных знаний я постараюсь отразить сущность как сухого, так и мокрого агрегатных состояний, а так же жизнедеятельность зловредных паразитических организмов навроде дорожных служб.

Для начала, необходимо оговорить, что все описанные свойства проявляются только для чистых поверхностей. Это означает, что совсем немного песочка в повороте может превратить самый лучший трек в кошмар. Следить за чистотой дороги необходимо всегда. Наиболее неприятными из часто встречающихся загрязнений являются песок (земля, сухая глина, етц), мелкие камушки и масло (любые нефтепродукты, особенно солярис, тосол). Первые два особенно опасны в поворотах и торможении, маслопродукты смертельно опасны всегда и везде.

Другой граблей, представляющей проблему на абсолютно любом покрытии, является колея. Попав в колею (а под колеей может пониматься любая продольная впадина, выступ или стык), мотоцикл начинает колбасить падает предсказуемость поведения. Главное - не пугаться, также весьма помогает не вцеплятся мертво в руль. Тормозить в колее труднее, чем на нормальной дороге, а вот открытие газа (и разгрузка переднего колеса, дающего большую часть всей колбасни) в деле стабилизации помогает. Некоторые мотозубры рекомендуют даже закозлится, однако я к этой рекомендации отношусь настороженно, козлить надо уметь. Учитывая, что это текст для начинающих, поднятие колеса к богу без навыка вполне может отправить к нему весь мотоцикл целиком, а то и всаднику выпадет случай навестить всевышнего раньше времени... Короче, не козлите пока. Да, из "правила колеи" есть исключение - колее асфальтоукладочного катка, ошибочно именуемой в Росии "дорогой", следовать можно и нужно.

Третий вопрос, общий для любого покрытия - где именно в пределах полосы ехать. Инструкторы вообще и я лично рекомендую не ехать по центру без особой на то нужды - центр полосы наиболее грязное место, туда капает масло из пробитых картеров, там лежат разнообразные запчасти, там больше всего люков, и там, наконец, никто это не наматывает на колеса. Кроме вас. Более того, если автомобиль перед вами решит пропустить что-нить типа открытого люка между колес, то для вас может образоваться неприятный сюрприз...
Так что рекомендуется все-таки придерживаться левого или правого колеса автомобиля (если там, конечно, нет глубокой колеи).

Итак, покрытия.

АСФАЛЬТ.
Наиболее часто встречающееся и разнообразное в своих проявлениях дорожное покрытие. Качество асфальта зависит от криворукости укладывающих его дорожных служб, степени разворованности средств (освоенности фондов), передвигающихся по нему видов транспорта, наполнителя и так далее до бесконечности. Наполнителем асфальта являются обычно мелкие камушки, чей размер варьируется от небольших астероидов до песка. Наиболее приятна мелкая каменная крошка, но и колеса на ней точатся только в путь.

В общем случае, асфальт разделяется на три подвида - хороший, плохой и нормальный.
Хороший - вы его узнаете, когда увидите, и это будет лучшее покрытие, которое можно придумать в любую погоду.
Нормальный асфальт является золотой серединой, он хорошо держит и не сильно покрыт артефактами. Плохой асфальт изрыт ямами, колеями, трещинами и тектоническими разломами. Плохим асфальт становиться при мощном трафике грузовиков, халатности дорожных служб и изначальной халтуре при закладке.

В сухую погоду асфальт держит великолепно. В мокрую погоду надо быть осторожным - в силу композитной структуры, асфальт может скрывать в себе обширный ассортимент грязи и впитавшегося дерьма, невидимого в сухую погоду, но тут же всплывающего в дождь. После того как эта грязь дождем смоется, мокрый асфальт начинает держать довольно предсказуемо. Кстати, асфальт с крупными камнями держит хуже асфальта мелкозернистого. В жару асфальт начинает плыть, выделяя битум, на битуме категорически не рекомендуется производить какие-бы то ни было маневры, вообще, крайне желательно его избегать. Скользкий.

Асфальт, помимо своих основных качеств, является излюбленным местом брачных игрищ для самцов работников дорожных служб. Если кратко, то с любой их активностью вам не по пути. Опасайтесь открытых колодцев и вырытых ям без оград - они запросто могут быть. Также асфальт часто используется оными рабочими для выпаса асфальтозохавывающих машин, сгрызающих верхний слой и оставляющих продольные борозды. Подобное явление очень неприятно. Самое опасное - заезд колесами (особенно передним) на продольный срез асфальта, его желательно избегать любой ценой. На выгрызенных участках мотоцикл тоже будет сильно колбасить, главное там не намочить бак от неожиданности и не пытаться бороться с аппаратом, так как он сильнее, также крайне желательно не делать резких эволюций и не тормозить передом. Многими, в том числе и мной, считается, что на таких участках помогает открывание газа - разгружается переднее колесо (а заднее более стабильно). Но, повторюсь, на зохаванном асфальте надо быть очень внимательным и осторожным, и учтите, что нормально оттормозиться там будет сложно.

Помимо, собственно, асфальта, на дорогах с его применением встречаются также люки и разметка.

РАЗМЕТКА
В сухую погоду разметка держит вполне удовлетворительно, хотя и хуже асфальта. В мокрую - очень плохо. Никогда не совершайте маневров и не тормозите на мокрой разметке, лично я падал по этой причине раза два, оба раза больно. На выступающие из дороги хреновины типа "кошачий глаз" лучше тоже не наезжать, хотя посуху не так уж и страшно.

ЛЮКИ, РЕШЕТКИ и прочие ЖЕЛЕЗЯКИ
Сухие железяки кое-как держат. Мокрое железо по сцеплению находиться где-то рядом с маслом и льдом. Оно не держит вообще, особенно это касается решеток.

На крышки люков наезжать не рекомендуется в принципе, они могут стать для вас воротами в царство вони и заодно в мир боли, открывшись в самый ненужный момент. Также важно помнить, что после проезда на скорости по люку автомобилем он может внезапно открыться, снова предоставляя вам возможность путешествия в вышеназванные миры. Короче, не желательно ездить по люкам, решеткам и прочим железякам, и уж точно не стоит пытаться оттормаживаться или поворачивать на них в дождь. Да, учтите, что на продольных решетках может слегка колбаснуть, рецепт прежний - не воюйте с мотоциклом и не вцепляйтесь в руль.

Отдельный вид железяк - рельсы. Рельсы совершенно непроходимы в случае наличия на них поезда или трамвая, во всех остальных случаях необходимо пересекать их под максимально близким к прямому углом. Особенно в дождь. Точно говорю.

БЕТОНКА
В классическом своем виде бетонка представляет собой большие бетонные плиты. уложенные встык в неведомом направлении. Стыки плит обычно заполнены какой-нить фигней, от битума до бетона, однако они, как правило, заметны. Бетонке свойственна некоторая волнистость, так что на жесткой подвеске или скутере может быть некомфортно, также обычно трясет на стыках.

Сухая бетонка держит хорошо, не уступая особо асфальту. Мокрая тоже неплохо. Грабли бетонки в основном скрыты в стыках - они могут быть не совсем ровными, особенно зловредны продольные стыки (частный случай колеи) - попав в них колесом, мотоцикл скорее всего поколбасит. Не надо попадать в продольные стыки колесом, а попав - желательно оттуда выезжать. Опять-таки, с моей точки зрения стабилизации поможет открытие газа.

Будучи в плохом состоянии, бетонка может быть разбита до появления разнообразной арматуры и колдобин. Колдобины и тем более арматуру надо объезжать. Внимание - если вы вдруг оказались на отличной бетонке в полном одиночестве, убедитесь, что вокруг нет взлетающих или садящихся самолетов, а также солдат срочной службы с автоматами.

ТРАВА
Под травой понимаются газоны и тому подобные насаждения, которые на деле гораздо более скользские, чем думает большинство. Вообще, в зарослях травы на дорожном мотоцикле делать особо нечего, если вы, конечно, не решили все вытоптать в припадке антинаркотического гнева.

ГРУНТОВАЯ ДОРОГА.
Наиболее часто встречающийся вид дороги без покрытия. Держит, естественно, фигово, но если без излишнего энтузиазма в применении ручки газа и тормоза, то ездить по ней кое-как можно. Грунтовые дороги склонны иметь самый разнообразный рельеф, отсюда еще один довод в пользу умеренности. Пейзане склонны украшать грунтовые дороги калом домашнего скота и колеями, постарайтесь в него не заезжать и избегать движения в колее - оттуда гораздо труднее выехать, чем заехать.
В дождь грунтовая дорога целиком отходит под юрисдикцию ездоков на эндуро и диртбайках, становясь для дорожников весьма труднопреодолимой.

ГРУНТОВАЯ ДОРОГА С ГРАВИЕМ.
В сердце своем гравийная дорога содержит всю ту же дорогу грунтовую, присыпанную, чтобы не сперли, каменюками размером от булыжника и до гальки. Гравийную дорогу под собой легко обнаружить по несколько мореходным ощущениям и странному стуку в днище, начавшим поступать от мотоцикла. Плавать мотоцикл начинает от нестабильности покрытия, стуки же происходят от взаимодействия булыжников с мотоциклом, ничуть его не улучшающим. Как наверное уже догадались самые пытливые из юных мотоциклистов, гравийная дорога относиться к числу труднопреодолимых дорожным мотоциклом и сложновыносимых хозяином дорожного мотоцикла препятствий. Маневрирование на гравийной дороге практически невозможно. Впрочем, все это вы поймете в первые два метра. Или не успеете понять, если заедете на гравий быстрее 20км\ч. Свойства грунтовой дороги от влажности зависят мало.

ДЕРЕВЯННАЯ ДОРОГА
Данный шедевр крестьянского деревянного зодчества обычно является мотоциклистам в виде моста или настила над некой адской пропастью. Общее свойство всех предков Буратино - анизатропность. Означает это мудреное слово, помимо моего желания прикинутся умным, тот факт, что деревяшка гораздо приятнее, когда её пересекают поперек, нежели вдоль. Особенно мокрую и особенно в районе продольных стыков. Также необходимо помнить заветы Архимеда по поводу рычагов, и следить за тем, чтобы противоположный конец упорядоченного дендрообразования (иначе говоря, доски, неграмотные !) был надежно закреплен, иначе доска может уподобиться дальнему итальянскому родичу и внезапно ожить, звонко щелкнув кого-нить по хохотальнику или сыграв с кем-то плохую шутку. Это, кстати, касается и необходимости следить за досками, по которым едут другие участники движения, ибо другие участники этот текст могли и не читать.

БРУСЧАТКА
Если вы заехали на брусчатку, а со всех сторон к вам бегут милиционеры и японские туристы с камерами - бегите, вы на красной площади. Рекомендую спрятаться в мавзолее, один недо-мотоциклист там уже туеву хучу лет прячется...
Если серьезно, брусчатка довольно редко встречается в мотоциклетной жизни, что ничуть не увеличивает её пригодность для мотоцикла. Найдя тайник с брусчаткой, построенный каким-то безумным коммунистом-фетишистом в центре сиднея, я обнаружил что на ней колбасит и что в дождь она довольно скользская. Вообщем, передвигаться можно, ездить лучше не надо.

ТРАТУАРНАЯ ПЛИТКА
Страдает значительным разнообразием форм. Сухая, как правило, держит нормально, на стыках руль может чуть нервничать. Мокрая держит плохо. В случае квадратных плит - не ездите по продольным стыкам.

 
Мото Форум » Общение » Основы езды и вождения » Гид мотоцыклиста в увлекательный мир дорожных покрытий
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MotoLife © 2010